"О всемирном дне защиты прав потребителей" 15 марта 2012 года
По мере развития и укрепления финансовых рынков вопросы финансовой грамотности населения и эффективная защита прав потребителей в данной сфере приобретают решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка финансовых услуг как важнейшей составляющей национальной экономики.
Недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей принимать эффективные и адекватные решения относительно управления своими денежными средствами, вынуждая их идти на неосознанные финансовые риски, что «с удовольствием» используют в своих корыстных интересах отдельные кредитные организации, паразитирующие на том, что население, испытывающее потребность в качественном быте при недостатке денежных средств, легко «идет» на возникновение долгов на фоне агрессивной маркетинговой политики производителей и продавцов товаров, навязчивой рекламы услуг банков и опасной «доступности» кредитов.
В этой связи одной из важнейших инициатив Правительства Российской Федерации следует считать ведущуюся в настоящее время соответствующими федеральными органами исполнительной власти работу по «запуску» в Российской Федерации при поддержке Всемирного банка общенациональной программы повышения финансовой грамотности населения на основе институционального развития системы потребительской информации и финансового образования.
Её цели полностью соответствуют принятой Правительством Российской Федерации долгосрочной стратегии укрепления финансового сектора (распоряжение Правительства РФ № 2043-р от 29.12.2008), которая включает в себя меры по превращению России в глобальный финансовый центр, что потребует всестороннего развития внутреннего финансового рынка, расширения практики и спектра предоставления финансовых услуг широким слоям населения, а также улучшения защиты прав потребителей в финансовой сфере и повышения финансовой грамотности граждан.
Проблематика финансовой грамотности охватывает широкий круг проблем:
- управление личным бюджетом,
- осведомленность в вопросах банковского и потребительского кредитования,
- управление финансовыми рисками (в том числе недопущение формирования избыточной задолженности),
- планирование финансового обеспечения основных событий жизненного цикла,
- снижение риска банкротства,
- понимание вопросов страхования жизни,
- понимание соотношения прав потребителя и политики обязательного раскрытия информации.
Девизом 15 марта 2012 года определен слоган – «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
В связи с этим ФБУЗ «ЦГ и Э в Кировской области» в феврале – марте 2012 года запланировано проведение ряда мероприятий, направленных на повышение уровня правовой информированности населения области в вопросах защиты прав потребителей, в том числе при приобретении финансовых услуг.