БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
В 2022 году Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Справедливые финансовые услуги».
Цифровые финансовые услуги – это деятельность, осуществляемая посредством дистанционных (цифровых) каналов, связанная с услугами, оказываемыми потребителям в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт и счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт и т.п.). Цифровые финансовые услуги включают в себя мобильные финансовые услуги (финансовые услуги, реализуемые через мобильный телефон).
Преимущества использования цифровых финансовых услуг заключаются в следующем:
- повышение доступности финансовых услуг – доступ к финансовым услугам получают те, кто ранее затруднялся пользоваться ими в банке;
- предоставление финансовых услуг, отвечающих потребностям потребителей;
- незамедлительное совершение потребителями необходимых транзакций, не зависящее от опыта пользования финансовыми услугами;
- расширение числа поставщиков финансовых услуг, способствующее повышению качества предлагаемых финансовых услуг потребителям;
- продуктивное взаимодействие поставщиков финансовых услуг и потребителей за счет возможностей цифровой среды;
- цифровые каналы увеличивают скорость и удобство получения услуг, способствуют повышению финансовой грамотности.
Сделки в Интернете обычно оформляются с помощью соглашений, заключаемых онлайн. Это форма заключения договора, когда сторона принимает условия договора путем нажатия на пункт «согласен» или иным аналогичным способом. Происходит обмен электронными документами или конклюдентные действия – поведение сторон, которое направлено на заключение сделки.
Пандемия Covid-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Однако при использовании данных инструментов возникают новые риски, которые могут приводить к финансовым потерям (финансовое мошенничество, технические ошибки при переводе средств, навязывание дополнительных услуг) и создавать уязвимость потребителя перед действиями третьих лиц.
Для безопасного использования цифровых финансовых услуг необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Совершать покупки в интернете с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах.
- По возможности подключить СМС-уведомления по используемой банковской карте и электронному кошельку и отслеживать движение и остаток средств.
- Не допускать посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру.
- ПИН-код нужно помнить, нигде не записывать в явном виде, никому не говорить, никогда не вводить в интернете, прикрывать рукой при вводе в терминале.
- При использовании банкоматов проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг и на подозрительные устройства и накладки в местах ввода ПИН-кода и карты.
- Использовать сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать и не пересылать по электронной почте и в СМС.
- Не сохранять пароли и личные данные в интернет-сервисах.
- Желательно использовать режим «Инкогнито» (приватный) при совершении покупок через интернет. Удалять информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов (cache) и файлов сохранения данных (cookies).
- Избегать СМС-платежей на короткие номера для оплаты интернет-услуг и переводов непроверенным получателям.
- Не реагировать на сообщения якобы от банка или платежной организации, предлагающие перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т.п.
- Не передавать банковскую карту посторонним: ее реквизиты (номер карты, срок действия, имя владельца, CVV/CVC-код) могут быть использованы для чужого интернет-платежа или оплаты покупок в магазине.
- Запомните, ни один сотрудник банка не имеет право запрашивать номер вашей карты, трехзначные номер с обратной стороны карты или код подтверждения из СМС. Всеми этими данными банк располагает.
- Не оплачивайте товары и услуги переводом по номеру карты или по номеру телефона, если вы не знакомы с получателем. Если сомневаетесь в получателе денежных средств, надежнее и спокойнее делать обычный банковский перевод – на банковский счет держателя карты. Данный способ убережет от мошенников, так как подразумевает более широкий спектр данных о получателе средств.
Для такого перевода надо:
- БИК-код банка в общероссийском справочнике.
- Корр.счет – счет банка получателя денег в ЦБ РФ.
- Номер расчетного счет получателя платежа – собственно аналог номера карты, состоит из 20 символов.
- ФИО получателя платежа – конкретный получатель.
- Назначение платежа – краткое описание того, за что вы переводите деньги.
В данном случае вы переводите деньги реальному владельцу расчетного счета, у которого есть ФИО, и в банке есть его паспортные данные.
Также вы указываете текст в назначении платежа – это легко позволит прибегнуть к разбирательству, если вы не получала товар/услугу от получателя денег.
Помните, что на любой банковской карте указан телефон горячей линии банка, куда можно обратиться!
Адрес:
610000, г. Киров, ул. Свободы, 64а (каб.113) | Телефон/факс:
(8332) 35-52-53
| Режим работы кабинета:
Понедельник-пятница с 13.00 до 16.00 |