О реализации Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг
В целях повышения уровня защиты прав потребителей финансовых услуг, создания более упрощенного порядка разрешения споров граждан с финансовыми организациями с 1 июня 2019 года в Российской Федерации работает институт финансового уполномоченного. Работу данного института регулирует Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
В 2020 году финансовый уполномоченный рассматривал споры потребителей со страховыми организациями по всем видам страхования (кроме ОМС) и с микрофинансовыми организациями (МФО).
Основная доля обращений приходится на споры в сфере страхования, их число составило 185 501 (99%). Подавляющее большинство обращений пришлось на ОСАГО – 155 440, или 83% от общего числа обращений. Из них основное количество — 59 160 обращений — приходится на споры, связанные с несогласием заявителей с размером страхового возмещения.
Всего в 2020 году финансовым уполномоченным принято 98 800 решений по существу, из которых 42 733 (43,3%) решения принято о полном или частичном удовлетворении требований потребителей, 56 067 (56,7 %) решений – об отказе в удовлетворении требований.
В 2020 году 32 244 обращения не было принято к рассмотрению из-за того, что не был соблюден претензионный порядок, то есть потребитель предварительно не обратился с претензией в финансовую организацию. По данным финансового уполномоченного, несоблюдение претензионного порядка является наиболее распространенным основанием отказа в принятии обращения. Такая ситуация объясняется недостаточной информированностью потребителей о порядке подачи обращений. Обязанность информирования потребителей возложена на финансовые организации законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Как направить обращение финансовому уполномоченному?
Шаг 1. В случае если у вас возникли разногласия с финансовой организацией, до обращения к финансовому уполномоченному удостоверьтесь, что ваше обращение подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.
Шаг 2. Перед обращением к финансовому уполномоченному с целью соблюдения обязательного претензионного порядка вам необходимо направить заявление (претензию) в финансовую организацию, с которой у вас возник спор.
Финансовая организация должна рассмотреть ваше заявление (претензию) и направить вам ответ в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения финансовой организации заявления (претензии). В случае, если заявление (претензия) было направлено в электронной форме по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного, и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, — в течение 15 рабочих дней.
Если полученный ответ вас не устраивает или вы не получили его в указанный срок, переходите к следующему шагу.
Шаг 3. Направьте обращение финансовому уполномоченному.
Служба финансового уполномоченного рекомендует направлять обращения в электронной форме через личный кабинет потребителя финансовых услуг на официальном сайте финансового уполномоченного finombudsman.ru.
Видеоинструкция по подаче обращения через личный кабинет размещена на официальном сайте finombudsman.ru.
Если у вас отсутствует возможность направить обращение в электронной форме, обращение может быть направлено на бумажном носителе почтовым отправлением по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3, получатель — АНО «СОДФУ».
На сайте финансового уполномоченного вы можете скачать образцы обращений к финансовому уполномоченному по самым популярным тематикам (для подачи обращения как в электронном виде через личный кабинет, так и на бумажном носителе).
В течение трех рабочих дней со дня поступления обращения вам будет направлено уведомление о принятии его к рассмотрению или об отказе в принятии.
Какие документы необходимо приложить к обращению?
В какой срок будет рассмотрено обращение потребителя к финансовому уполномоченному?
К обращению необходимо приложить:
· копию заявления (претензии) в финансовую организацию;
· копию ответа финансовой организации на ваше заявление (претензию) (при наличии);
· копию договора с финансовой организацией (например, полис ОСАГО, в рамках которого вы обращались в страховую организацию);
· копии иных документов по существу спора (в целях исключения невозможности рассмотрения обращения ввиду недостаточности предоставленных потребителем документов к обращению также рекомендуется приложить копии документов, подтверждающих направление заявления (претензии); копии документов, оформленных уполномоченными сотрудниками полиции, либо копию извещения о ДТП; копии документов, подтверждающих право собственности транспортного средства (ПТС, СТС, договор купли-продажи); копии страниц документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о ФИО, серии, номере, дате выдачи документа; и копии иных документов, относящиеся, по вашему мнению, к спору);
· копии документов, подтверждающих полномочия законного представителя потребителя финансовых услуг (при направлении обращения законным представителем);
· копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения третьих лиц (в случае направления обращения третьим лицом, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации по договору уступки прав требования).
Обратите внимание, что для подачи обращения финансовому уполномоченному проведение независимой экспертизы не требуется. При необходимости независимая экспертиза будет проведена по инициативе финансового уполномоченного.
В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный рассматривает и принимает по нему решение в следующие сроки:
· 15 рабочих дней, если обращение поступило от потребителя финансовых услуг либо от законного представителя потребителя;
· 30 рабочих дней, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации по договору уступки прав требования (цессии).
Указанные выше сроки исчисляются со дня, следующего за днем передачи обращения финансовому уполномоченному.
Если по предмету спора нужно провести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг можно также в консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в рабочие дни с 10.00 до 12.00 по телефонам «горячей линии» 8-800-707-60-43, 35-52-53.