Content
Сегодня: 20.09.2018
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
28.02.2018

Торговля в сети интернет


Продажа товаров через интернет становится все более популярной и востребованной, однако, вместе с тем, возникает множество сложностей в части рекламы товаров, их продажи, а также возврата товаров ненадлежащего качества. О том, как избежать возможных ошибок и как правильно вести торговлю через интернет, расскажет данная статья.

Торговля через интернет в российских законодательных актах звучит как «дистанционный способ продажи товара» и регулируется:
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992;
  • Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006;
  • Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009;
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» № 612 от 27.09.2007;
  • Письмом Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» № 0100/10281-07-32 от 12.10.2007;
  • Письмом Роспотребнадзора «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» № 0100/2569-05-32 от 08.04.2005.
Продажа товаров дистанционным способом — это ни что иное, как торговля товарами по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.

В соответствии со вторым пунктом 497 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может быть заключен:
  • на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством ... средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с 26.1 статьей Закона РФ «О защите прав потребителей» еще до заключения договора продавец должен предоставить потребителю следующие сведения:
  • основные потребительские свойства товара;
  • место нахождения продавца;
  • место изготовления товара;
  • полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
  • цену и условия приобретения товара;
  • особенности доставки товара;
  • срок службы, срок годности и гарантийный срок;
  • порядок оплаты товара;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Данные сведения могут быть предоставлены либо в виде рекламы, либо как аннотация к товару, либо в виде публичного договора купли-продажи, размещенного на сайте продавца.

Также, в соответствии с 8 статьей закона «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны следующие сведения о продавце:
  • наименование;
  • место нахождения;
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

В момент доставки товара покупателю также должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, а также следующие сведения о товаре:
  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • основные потребительские свойства товаров (работ, услуг),
  • сведения о составе продуктов питания, пищевой ценности, об их назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе, дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях при отдельных заболеваниях.
  • цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • место нахождения, фирменное наименование продавца;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
  • информацию о правилах продажи товаров;
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу, например, доставку товара;
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
  • если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.

Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя – гражданина или месту нахождения покупателя – юридического лица.

К дистанционной торговле применяются общие положения о возврате товара, предусмотренные 18 статьей Закона «О защите прав потребителей».

В частности, в данной статье сказано, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если потребитель обнаружил недостатки в технически сложном товаре, то он может:
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы
  • предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
  • при обнаружении существенного недостатка товара;
  • при нарушении установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
  • при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров устанавливается Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» № 575 от 13.05.1997г.



Возврат к списку новостей