Content
Сегодня: 13.11.2018
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
О проведении социологического исследования среди молодежи по тематике защиты прав потребителей 11.12.2012

О проведении социологического исследования среди молодежи по тематике защиты прав потребителей


В период с 01.11.2012 по 30.11.2012 консультационным центром и пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выявление уровня правовой грамотности молодежи в вопросах защиты прав потребителей.

Анкетирование осуществлялось во время выездных лекций, семинаров, непосредственно при консультировании. Объем респондентов – 895 человек (мужчин – 301(34%), женщин – 594 (66%)), возраст – от 13 до 33 лет.

По итогам опроса были получены следующие результаты:
82% респондентов знают о существовании закона РФ «О защите прав потребителей», причем 10% из них часто используют его или изучают. И лишь 8% опрошенных не знает о данном законе, что свидетельствует о высоком уровне осведомленности молодежи.


Рисунок 1 – Осведомленность молодежи о существовании Закона РФ «О защите прав потребителей»

Для 45% респондентов важно получить полную консультацию продавца до совершения покупки, чуть меньшему количеству опрошенных (44%) консультация при выборе нужна не всегда, так как они обладают достаточной информацией о свойствах приобретаемых товаров. 11% граждан отказываются от консультаций вообще. Таким образом, более половины респондентов (55%) полагаются исключительно на свои познания при выборе товаров, отказываясь от консультаций, то есть сознательно ограничивают свое право в получении полной и достоверной информации о товарах.
 

Рисунок 2 – Необходимость в консультировании до совершения покупки

Анализ анкетирования показал, что большинство опрошенных сталкивались с ситуацией приобретения товара ненадлежащего качества (84 %), не сталкивались – 16 %. В структуре приобретенных некачественных товаров преимущественно продовольственные – 43%, примерно одинаковое количество респондентов столкнулись с покупкой обуви (15%) и одежды (12%) ненадлежащего качества, непригодных к использованию бытовой техники (8%) и мобильных телефонов (9%). Лекарственные препараты и изделия медицинского назначения приобретали лишь 2% опрошенной молодежи. Данная структура обусловлена особенностями потребительского спроса молодежи, которая ввиду своего возраста пока еще не связана с приобретением дорогостоящих технически сложных товаров, недвижимости, оказания услуг ЖКХ и т.п.
 

Рисунок 3 – Приобретенные товары ненадлежащего качества

При обнаружении недостатка в товаре 64% респондентов пытались защитить свои права, из них: претензионный порядок разрешения спора для себя выбрали 48% опрошенных, 13% обращались за помощью к организации, специализирующейся на защите прав потребителей, 3% составили жалобы в Управление Роспотребнадзора. Более трети опрошенной молодежи (36%) не отстаивали свои права никаким образом.
 

Рисунок 4 – Действия потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества

При обнаружении недостатков в товаре пытались вернуть все понесенные расходы 70% опрошенных, причем 11% также желали, чтобы продавец был оштрафован. Отказывались от поиска справедливости - 19% опрошенной молодежи, считая, что это слишком хлопотно.
 

Рисунок 5 – Желание потребителя о компенсации ущерба при продаже товара ненадлежащего качества

Полностью удовлетворены результатом 61% лиц, обратившихся за возмещением ущерба, а 14% - в результате обращения не удалось отстоять свои права. Четверть респондентов бездействовала.
 

Рисунок 6 – Удовлетворенность результатами попытки защитить свои права как потребителя

Анализ данных предшествующих диаграмм показывает, что примерно 70% респондентов желают компенсации понесенных расходов и предпринимают активные попытки для реализации своих прав. Тем не менее, доля пассивной молодежи достаточно велика – это треть опрошенных, при этом пятая часть респондентов заранее не уверена в результатах своих действий. Данная ситуация свидетельствует о необходимости повышения правовой культуры молодежи, о необходимости разъяснения объема прав гражданина-потребителя, а также разъяснения минимального алгоритма действий для эффективной защиты своих прав.

Таким образом, из результатов проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что несмотря на осведомленность молодежи о существовании Закона РФ «О защите прав потребителей», четкое понятие механизма защиты своих прав у данного контингента отсутствует и, как следствие, у части возникает нежелание отстаивать свою правоту ввиду кажущейся неэффективности своих действий. Поэтому существует необходимость дальнейшей работы по повышению правовой культуры данной части населения Кировской области.



Возврат к списку новостей