Состояние здоровья детей и подростков в Кировской области по данным социально-гигиенического мониторинга
Простудные заболевания и такие распространенные отклонения в состоянии здоровья детей и подростков как понижение остроты зрения, нарушения осанки могут являться прямым следствием негативного влияния школьной среды в период обучения. Нарушение микроклимата в образовательном учреждении вследствие нарушений температурного режима в осенне-зимний период наряду с инфекционными агентами создают благоприятные условия для возникновения простудных заболеваний, которые занимают I место в структуре заболеваемости детей и подростков. В 2011 году в 13,7 % образовательных учреждений Кировской области результаты замеров микроклимата не отвечали гигиеническим требованиям.
Уровень освещенности в учебных помещениях по данным 2011 года в каждой 5-й школе Кировской области (22,4 % образовательных учреждений) был ниже допустимых норм. Доля неудовлетворительных результатов замеров составила в 2011 году 11,4 %, что связано в основном с неудовлетворительными результатами замеров коэффициента пульсации – показателя качества искусственной освещенности в учебных помещениях. При этом данные официальной статистики свидетельствуют о том, что частота выявления снижения остроты зрения среди детей и подростков увеличивается в среднем в 1,9 раза только за первый год обучения в школе и в 4,7 раза – к концу периода обучения (Рис. 2).
Оснащение образовательных учреждений учебной мебелью, соответствующей росту учащихся, имеет большое значение для охраны здоровья подрастающего поколения и повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса. В целом по области удельный вес учреждений, в которых мебель не соответствовала санитарным требованиям, составил в 2011 году 3,5 %. Воздействие данного фактора наряду с неправильной рабочей позой, недостаточной двигательной активностью детей и подростков приводит к нарушению осанки и развитию сколиоза. Частота выявления данной патологии увеличивается в среднем в 2,1 раза за первый год обучения в школе и в 3,9 раза – к концу периода обучения. За последние 2 года наметилась положительная тенденция снижения частоты выявления подобных отклонений в состоянии здоровья детей в группах 1 года обучения и 4-5 классов (Рис. 3).
Таким образом, анализ результатов профилактических осмотров детей и подростков свидетельствует о росте распространенности отклонений в состоянии их здоровья в течение периода обучения в образовательных учреждениях, что требует внимания к данной проблеме не только руководителей образовательных учреждений, но и органов управления образованием, органов власти всех уровней, а также более широкого применения мер первичной и вторичной профилактики медицинским персоналом образовательных учреждений, учащимися и их родителями.