
Пленум Верховного Суда Российской Федерации выработал рекомендации, призванные повысить действенность и эффективность судебной защиты потребителей
Названный документ разработан в целях обеспечения единства судебной практики и призван дать судам общей юрисдикции необходимые разъяснения как по вопросам применения норм материального права законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения с участием потребителей, так и по отдельным процессуальным особенностям рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства дел о защите прав потребителей.

Будучи разработанным на основе материалов изучения и обобщения соответствующей судебной практики, с учетом предложений и рекомендаций Научно - консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, Постановление содержит изложение правовой позиции высшего судебного органа по гражданским делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, по целому ряду принципиальных вопросов, возникающих при рассмотрении и разрешении дел о защите прав конкретных потребителей, группы потребителей либо неопределенного круга потребителей:

1. Применительно к предмету отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, разъясняется, что следует понимать под товаром, работой и услугой, которые гражданин приобретает (имеет намерение приобрести), заказывает (имеет намерение заказать), либо использует для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.


В соответствии с принятым Постановлением впредь необходимо исходить из того, что с учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности:
- о праве граждан на предоставление информации (статьи 8–12),
- об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13),
- о возмещении вреда (статья 14),
- о компенсации морального вреда (статья 15),
- об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17),
- а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
4. Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона о защите прав потребителей, ст. 5 и п. 1 ст. 22 ГПК РФ подведомственны судам общей юрисдикции (таким образом, данная категория дел не отнесена к подведомственности третейских судов).

5. Дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей, равно как и требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда подсудны районному суду (ст. 23, 24 ГПК РФ). Постановлением дан ряд разъяснений по вопросам определения территориальной подсудности рассматриваемых дел о защите прав потребителей в зависимости от специфики предмета отношений и др. признаков.
6. В Постановлении дано разъяснение процессуальному статусу органа, дающего заключение по делу, каковым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) в силу взаимосвязанных положений статьи 40 Закона о защите прав потребителей и статьи 47 ГПК РФ. Привлечение такого органа в процесс в качестве третьих лиц не допускается, само заключение может быть дано как в устной, так и в письменной форме, при этом оно доказательством по делу не является (статья 55 ГПК РФ), однако в мотивировочной части решения суд высказывает суждение по этому заключению.
7. Конкретизированы многие вопросы, связанные с порядком исчисления договорных и законных неустоек, предусмотренных положениями статей 23, 23.1, 28, 30, 31 Закона о защите прав потребителей. При этом указывается, что применение статьи 333 ГК РФ (об уменьшении неустойки) по делам о защите прав потребителей возможно только в исключительных случаях, по заявлению ответчика и с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

8. В Постановлении раскрыты многие практические аспекты применения законодательства о защите прав потребителей. Так, например, п. 39 Постановления гласит, что требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со статьей 469 ГК РФ.
При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства удаленной связи (в частности, такие, как почта, Интернет, телефон), а оплата товара (работ, услуг) осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).
Таким образом, вышеперечисленные, а также некоторые иные неназванные разъяснения, содержащиеся в принятом Постановлении станут одним из действенных рычагов механизма защиты прав потребителей, позволяющих существенно улучшить правовое положение потребителя.