Content
Сегодня: 24.11.2017
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Отдел по работе с клиентами (8332) 38-35-82
Телефон горячей линии по вопросам защиты прав потребителей (8332) 35-52-53
Пленум Верховного Суда Российской Федерации выработал рекомендации, призванные повысить действенность и эффективность судебной защиты потребителей 11.07.2012

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выработал рекомендации, призванные повысить действенность и эффективность судебной защиты потребителей


Повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований закона является задачей гражданского судопроизводства. 28 июня 2012 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на своем заседании было принято Постановление «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (ознакомиться с текстом документа можно здесь.)

Названный документ разработан в целях обеспечения единства судебной практики и призван дать судам общей юрисдикции необходимые разъяснения как по вопросам применения норм материального права законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения с участием потребителей, так и по отдельным процессуальным особенностям рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства дел о защите прав потребителей.

Кроме того, принятое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление) является одним из наиболее значимых результатов реализации перечня поручений Президента Российской Федерации, которые были даны по итогам предметного обсуждения темы защиты прав потребителей на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации, прошедшем 16 января 2012 года в г. Саранске.

Будучи разработанным на основе материалов изучения и обобщения соответствующей судебной практики, с учетом предложений и рекомендаций Научно - консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, Постановление содержит изложение правовой позиции высшего судебного органа по гражданским делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, по целому ряду принципиальных вопросов, возникающих при рассмотрении и разрешении дел о защите прав конкретных потребителей, группы потребителей либо неопределенного круга потребителей:

1. Применительно к предмету отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, разъясняется, что следует понимать под товаром, работой и услугой, которые гражданин приобретает (имеет намерение приобрести), заказывает (имеет намерение заказать), либо использует для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом дается отдельное разъяснение относительно финансовой услуги, под которой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В соответствии с принятым Постановлением впредь необходимо исходить из того, что с учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности:
  • о праве граждан на предоставление информации (статьи 8–12),
  • об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13),
  • о возмещении вреда (статья 14),
  • о компенсации морального вреда (статья 15),
  • об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17),
  • а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

3. В Постановлении даются разъяснения по поводу того, что в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, подлежат защите также права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации соответствующие товары или услуги. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг.

К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

4. Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона о защите прав потребителей, ст. 5 и п. 1 ст. 22 ГПК РФ подведомственны судам общей юрисдикции (таким образом, данная категория дел не отнесена к подведомственности третейских судов).

5. Дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей, равно как и требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда подсудны районному суду (ст. 23, 24 ГПК РФ). Постановлением дан ряд разъяснений по вопросам определения территориальной подсудности рассматриваемых дел о защите прав потребителей в зависимости от специфики предмета отношений и др. признаков.

6. В Постановлении дано разъяснение процессуальному статусу органа, дающего заключение по делу, каковым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) в силу взаимосвязанных положений статьи 40 Закона о защите прав потребителей и статьи 47 ГПК РФ. Привлечение такого органа в процесс в качестве третьих лиц не допускается, само заключение может быть дано как в устной, так и в письменной форме, при этом оно доказательством по делу не является (статья 55 ГПК РФ), однако в мотивировочной части решения суд высказывает суждение по этому заключению.

7. Конкретизированы многие вопросы, связанные с порядком исчисления договорных и законных неустоек, предусмотренных положениями статей 23, 23.1, 28, 30, 31 Закона о защите прав потребителей. При этом указывается, что применение статьи 333 ГК РФ (об уменьшении неустойки) по делам о защите прав потребителей возможно только в исключительных случаях, по заявлению ответчика и с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

8. В Постановлении раскрыты многие практические аспекты применения законодательства о защите прав потребителей. Так, например,  п. 39 Постановления гласит, что требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств в соответствии со статьей 469 ГК РФ.

При дистанционных способах продажи товаров (заказа  работ, услуг), когда используются средства удаленной связи (в частности, такие, как почта, Интернет,  телефон),  а  оплата  товара  (работ,  услуг)  осуществляется потребителем  посредством  электронных  или  безналичных  расчетов,  в  том числе с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть  подтвержден  выпиской  с  банковского  счета  об  авторизации  и  о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод  денежных  средств  (например,  подтверждением  об  исполнении распоряжения  клиента  об  осуществлении  перевода  электронных  денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).

Таким образом, вышеперечисленные, а также некоторые иные неназванные разъяснения, содержащиеся в принятом Постановлении станут одним из действенных рычагов механизма защиты прав потребителей, позволяющих существенно улучшить правовое положение потребителя.



Возврат к списку новостей