Проведено социологическое исследование среди населения
По итогам анкетирования были получены следующие результаты:
1. Анализируя предпочтения в месте приобретения товаров (рисунок 1), можно сделать вывод, что решающего значения при покупке данный фактор не имеет. Потребитель руководствуется удобством и доступностью торгового предприятия, так как преимущественное большинство респондентов (60,3%) отдают предпочтение магазинам, находящимся в непосредственной близости с домом или работой. В то же время выявлено и то, что товары «с рынка» не вызывают доверия покупателей (1,5%).
2. Результаты анкетирования (рисунок 2) выявили тот факт, что большим доверием у потребителей пользуются товары местных производителей (61,2%), что может быть обусловлено достаточно высоким уровнем производства, перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию, в Кировской области. Тем не менее, практически 1/5 часть респондентов вообще не придает значения выбору товаропроизводителя.
3. Наиболее важным фактором, обуславливающим выбор товара, для покупателей является его состав и срок годности (58%), что может быть обусловлено рядом различных факторов (рисунок 3):
- внимание потребителей к своему здоровью (ввиду роста аллергических реакций на компоненты продуктов питания);
- все большее многообразие компонентов продуктов питания, увеличение количества добавок, и как следствие расширение ассортиментного ряда продукции;
- боязнь развития расстройств ЖКТ ввиду употребления некачественных продуктов питания.
Немаловажен для потребителя и внешний вид товара (21,6 %), так как именно по нему зачастую можно судить о недоброкачественности продукта (первые признаки порчи, например).
4. Анализируя результаты опроса (рисунок 4), можно сделать вывод, что большая часть потребителей при покупке основывается на личном опыте и личных познаниях, так как 29,5 % респондентов приобретают лишь «проверенные» товары, а 34,8 % самостоятельно изучают информацию о товаре. Консультациями специалиста пользуются 34,4% опрошенных.
5. В случае приобретения некачественного продукта практически 2/3 респондентов (64,1%) возвращаются в магазин с претензией о качестве товара (рисунок 5), что свидетельствует о росте потребительской культуры. Тем не менее 29,9 % опрошенных просто выбрасывают некачественный товар. И лишь 6% респондентов будут пытаются защитить свои права посредствам обращения в контролирующие органы.
6. Большинство респондентов оказывались в ситуации (рисунок 6), когда ими был приобретен товар ненадлежащего качества (93,3%). И лишь малая часть из опрошенных (6,7%) покупают лишь качественные изделия. Данные результаты свидетельствуют либо о повышении уровня потребительских требований к реализуемой продукции, либо о росте случаев продажи товаров ненадлежащего качества.
По результатам анкетирования было выявлено, что лишь 50% респондентов используют нормы закона РФ «О защите прав потребителей» с целью восстановления нарушенных прав. Поэтому информирование и правовое просвещение населения имеют важное значение в условиях современного потребительского рынка с целью формирования высокой потребительской культуры.
Таким образом, несмотря на рост внимания потребителей к качеству приобретаемых продуктов питания, уровень потребительской культуры населения все-таки остается невысоким, так как отстаивать свои права решается только каждый четвертый гражданин. В связи с чем требуется совершенствование методов информирования и консультирования потребителей.