Организация школьного питания (опыт других регионов)
Участниками экспериментального проекта были субъекты: Оренбургская, Омская, Калининградская, Калужская, Тамбовская, Калужская, Ростовская, Липецкая, Самарская, Кемеровская области; Республики Татарстан и Башкортостан, города Санкт – Петербург, Ставрополь, Владикавказ; Алтайский и Краснодарский края.
Проводимый эксперимент позволил участникам проекта:
- Значительно улучшить материально-техническую базу и провести реконструкции пищеблоков школьных учреждений, их техническое переоснащение и обеспечение новым технологическим и холодильным оборудованием.
- Централизовать снабжение пищеблоков продуктами питания.
- Существенно разнообразить меню и ассортимент приготавливаемых блюд.
- Привести рационы питания в соответствие с реальными физиологическими потребностями в пищевых и биологических веществах.
- Увеличить охват детей горячим питанием.
- Модернизировать систему организации питания учащихся.
- Повысить уровень гигиенического обучения и воспитания персонала пищеблоков, учителей и родителей, самих детей.
Из всех перечисленных субъектов – участников проекта наибольшее внимание привлекает опыт работы города Казани, где:
- Организовано МУП «Департамент продовольствия и социального питания», что положительно сказалось на повышении качества поставляемой продукции: во все учреждения поставляется одинаковый набор продуктов питания одних и тех же производителей;
- Созданы столовые-заготовочные, столовые-раздаточные на базе конкретных школ.Доставка продуктов питания из базовых школьных столовых осуществляется с соблюдением холодовой цепи в любой период года.
- В заготовочных школьно-базовых столовых в электрических пароконвентаматах готовятся кулинарные, мучные изделия, согласно поступившим заявкам из школ, потом в шкафах шокового охлаждения охлаждаются до температуры +2 градуса. Охлажденная продукция без перетаривания в гастроемкостях, помещенных в изотермические контейнеры, спецавтотранспортом доставляется в охлаждаемые камеры школьных столовых. По мере необходимости требуемое количество блюд разогревается в этих же пароконвектаматах и реализуется детям в горячем виде. Все это способствует обеспечению микробиологической безопасности пищи - блюда в заготовочных базово-школьных столовых приготовляются, охлаждаются, хранятся, транспортируются и реализуются в одной и той же емкости без перетаривания, что исключает вторичное загрязнение готовой продукции.
- Новое технологическое оборудование позволило исключить жареные блюда (то есть обеспечить щадящий рацион питания).
- Учащиеся начальных классов 3 дня в неделю получают бесплатно пакетированное, витаминизированное молоко, изготовленное по специальной технологии молочным комбинатом.
- Упомянутым выше Департаментом разработана программа производственного контроля, согласованная с Управлением Роспотребнадзора, составлен план – график лабораторных исследований в критических точках производства и организован четкий производственный контроль за качеством продукции.
Проведенная работа в г. Казани в рамках эксперимента выявила необходимость разработки и внедрения диетических и лечебно-профилактических рационов питания, направленных на укрепление защитных сил организма, снижение факторов риска от воздействия вредных веществ окружающей среды, создание лечебных и профилактических рационов для ослабленных и больных детей с различной патологией, что станет вторым этапом реорганизации школьного питания.
Финансирование участников эксперимента по модернизации школьного питания проводилось как за счет Федерального бюджета, так и за счет областных и муниципальных бюджетов. Так, например, в г. Санкт-Петербург было выделено из Федерального бюджета – 73 млн. руб., из бюджета города -62,5 млн. руб.; в Калининградской области - 92 млн.руб. из федерального бюджета, 92,5 млн.руб. – из областного и 11,7 млн.руб. из муниципального бюджета.
Кировская область не была участником эксперимента, но и здесь благодаря совместным усилиям Правительства области, органов местного самоуправления, Управления Роспотребнадзора и заинтересованных ведомств в 2009г. значительно улучшилась работа по обеспечению школьного питания: разработаны и утверждены на уровне муниципальных образований г. Кирова и г. Слободского целевые программы.
За счет средств местных бюджетов улучшена материально-техническая база школьных столовых, в 11-ти проведены реконструкции с целью приведения их в соответствие требований нового СанПиН, оснащены современным технологическим и холодильным оборудованием 220 пищеблоков общеобразовательных учреждений.
Охват горячим питанием в среднем по нашей области в 2009г. составил 84,7%. Но и при таком положении дел можно взять на вооружение положительный опыт работы участников эксперимента: например – решение вопроса организации централизованного снабжения школьных пищеблоков продуктами питания от одного производителя, формирование единого меню, расширение ассортимента продуктов, увеличение овощей, фруктов, соков и другие вопросы, которые позитивно отразятся как на организации питания, так и на здоровье учащихся.