Здоровье школьника
Наиболее неблагоприятным фактором является интенсивная учебная нагрузка. Прослеживается четкая связь между повышением утомляемости, невротизацией, дезадаптацией, ухудшением состояния здоровья учащихся и интенсификацией школьного обучения, увеличением объема учебных нагрузок. С возрастом интенсивность нагрузок на школьников существенно увеличивается.
Кроме того, в суточном бюджете времени современных школьников преобладают статические виды деятельности. В школе они проводят время за партами, а дома – за уроками. Многие младшие школьники имеют дополнительные занятия, близкие по характеру к учебной деятельности (занятия с репетиторами, иностранным языком, музыкой и др.), то есть с выраженным статическим компонентом. Много времени дети проводят и перед экранами телевизоров или компьютеров.
Большое значение имеет эргономика школьного пространства. В регионе 1,1% образовательных учреждений не имеют централизованного водоснабжения; в 2,5% отсутствует центральное отопление; 1,3% объектов не канализованы; 1,9% учреждений требуют проведения капитального ремонта. В 18,9% учреждений региона уровни искусственной освещенности в учебных помещениях не соответствуют гигиеническим нормативам, что связано в основном с неудовлетворительными результатами замеров коэффициента пульсации. Доля учреждений, в которых мебель не соответствует росту учащихся, составляет 2,2%.Согласно зарубежным исследованиям существует причинно-следственная связь между временем, которое ребенок уделяет просмотру программ или занятиям у компьютера, и ожирением. В Кировской области отмечается рост распространенности ожирения среди подростков: если в 2003 году показатель распространенности ожирения среди подростков 15-17 лет составлял 1,6 %, то в 2013 году – 4,2 %
По данным социально-гигиенического мониторинга среди детей, обучающихся в школах, в 2013 году практически здоровы были только 16,9 %; 62,6% имели функциональные нарушения или факторы риска развития хронической патологии, 18,1% - хроническую патологию (в т.ч. в стадии субкомпенсации), 0,9% - инвалидизирующие заболевания.
В структуре общей заболеваемости подростков 15-17 лет в Кировской области преобладают:
- болезни органов дыхания (83,1% из них – это острые респираторные инфекции, на распространенность которых оказывают влияние такие параметры школьной среды как микроклимат и количественная характеристика контингентов классов);
- болезни глаза и его придаточного аппарата (62,2% из них – это миопии, на распространенность которых оказывают влияние интенсивная учебная нагрузка, использование компьютеров в обучении, нерациональный зрительный режим);
- болезни костно-мышечной системы (следствие значительных статических нагрузок, перестройки организма в пубертатный период);
- болезни органов пищеварения;
- болезни эндокринной системы.
Частота выявления понижения остроты зрения увеличивается за период обучения в общеобразовательных учреждениях в среднем в 5,2 раза, частота выявления нарушений осанки и/или сколиоза – в 4,2 раза (Рис. 3).
Минимизация воздействия неблагоприятных факторов в период обучения на здоровье детей возможна лишь путем совместных усилий родителей, педагогов и медицинских работников. Ключевым элементом охраны здоровья подрастающего поколения являются профилактические мероприятия, включающие в себя как воздействие на факторы школьной среды (эргономика школьного пространства, качество технического, спортивного оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная характеристика контингента школы, организация и формы физкультурно-оздоровительной работы, организация учебного процесса и режима учебной нагрузки), так и на факторы, действующие вне школы (рациональная организация внешкольных занятий, увеличение доли динамических видов деятельности в бюджете времени школьника и т.д.).