Новости
Content
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ
Новости
09.09.2014

Здоровье школьника


Отклонения в здоровье детей, развивающиеся в период обучения в школе, обусловлены интенсивными учебными нагрузками, преобладанием статических видов деятельности над динамическими, воздействием факторов школьной среды (несоответствие санитарным требованиям мебели, параметров освещения, микроклимата), нерациональной формой организации внешкольных занятий и т.д.

Наиболее неблагоприятным фактором является интенсивная учебная нагрузка. Прослеживается четкая связь между повышением утомляемости, невротизацией, дезадаптацией, ухудшением состояния здоровья учащихся и интенсификацией школьного обучения, увеличением объема учебных нагрузок. С возрастом интенсивность нагрузок на школьников существенно увеличивается.

Кроме того, в суточном бюджете времени современных школьников преобладают статические виды деятельности. В школе они проводят время за партами, а дома – за уроками. Многие младшие школьники имеют дополнительные занятия, близкие по характеру к учебной деятельности (занятия с репетиторами, иностранным языком, музыкой и др.), то есть с выраженным статическим компонентом. Много времени дети проводят и перед экранами телевизоров или компьютеров.

Согласно зарубежным исследованиям существует причинно-следственная связь между временем, которое ребенок уделяет просмотру программ или занятиям у компьютера, и ожирением. В Кировской области отмечается рост распространенности ожирения среди подростков: если в 2003 году показатель распространенности ожирения среди подростков 15-17 лет составлял 1,6 %, то в 2013 году – 4,2 %

Большое значение имеет эргономика школьного пространства. В регионе 1,1% образовательных учреждений не имеют централизованного водоснабжения; в 2,5% отсутствует центральное отопление;  1,3%  объектов  не  канализованы;  1,9% учреждений требуют проведения капитального ремонта. В  18,9%  учреждений  региона уровни искусственной освещенности в учебных помещениях не соответствуют гигиеническим нормативам, что связано в основном с неудовлетворительными результатами замеров коэффициента пульсации. Доля учреждений, в которых мебель  не соответствует росту учащихся, составляет 2,2%.

По данным социально-гигиенического мониторинга среди детей, обучающихся в школах, в 2013 году практически здоровы были только 16,9 %; 62,6% имели функциональные нарушения или факторы риска развития хронической патологии, 18,1% - хроническую патологию (в т.ч. в стадии субкомпенсации), 0,9% - инвалидизирующие заболевания.

Рис. 1 Распределение школьников по группам здоровья в 2013 году

В структуре общей заболеваемости подростков 15-17 лет в Кировской области преобладают:
  • болезни органов дыхания (83,1% из них – это острые респираторные инфекции, на распространенность которых оказывают влияние такие параметры школьной среды как микроклимат и количественная характеристика контингентов классов);
  • болезни глаза и его придаточного аппарата (62,2% из них – это миопии, на распространенность которых оказывают влияние интенсивная учебная нагрузка, использование компьютеров в обучении, нерациональный зрительный режим);
  • болезни костно-мышечной системы (следствие значительных статических нагрузок, перестройки организма в пубертатный период);
  • болезни органов пищеварения;
  • болезни эндокринной системы.
По результатам профилактических осмотров распространенность понижения остроты зрения среди подростков 16-17 лет (перед окончанием школы) составила в 2013 году 31,0 % от числа осмотренных, нарушения осанки и сколиозов – 20,3% (Рис. 2), что выше уровня 2003 года (19,4 % и 15,0 % соответственно).
 

Рис. 2 Динамика частоты выявления понижения остроты зрения, нарушения осанки и сколиозов среди подростков 16-17 лет, проживающих в Кировской области

Частота выявления понижения остроты зрения увеличивается за период обучения в общеобразовательных учреждениях в среднем в 5,2 раза, частота выявления нарушений осанки и/или сколиоза – в 4,2 раза (Рис. 3).
 
Рис. 3 Динамика частоты выявления понижения остроты зрения, нарушений осанки и сколиозов за период обучения в школе (по среднемноголетним данным за 2009-2013 гг.)

Минимизация воздействия неблагоприятных факторов в период обучения на здоровье детей возможна лишь путем совместных усилий родителей, педагогов и медицинских работников. Ключевым элементом охраны здоровья подрастающего поколения являются профилактические мероприятия, включающие в себя как воздействие на факторы школьной среды (эргономика школьного пространства, качество технического, спортивного оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная характеристика контингента школы, организация и формы физкультурно-оздоровительной работы, организация учебного процесса и режима учебной нагрузки), так и на факторы, действующие вне школы (рациональная организация внешкольных занятий, увеличение доли динамических видов деятельности в бюджете времени школьника и т.д.).



Возврат к списку новостей