Новости
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 18.04.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ
Новости
Организация школьного питания (опыт других регионов) 30.09.2010

Организация школьного питания (опыт других регионов)


В   Российской  Федерации с 2008г. реализуется экспериментальный проект по модернизации школьного питания в связи с введением в действие Сан.ПиН. 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Участниками экспериментального проекта были субъекты: Оренбургская, Омская, Калининградская,  Калужская, Тамбовская, Калужская,  Ростовская, Липецкая, Самарская, Кемеровская области;  Республики  Татарстан и Башкортостан, города Санкт – Петербург, Ставрополь,  Владикавказ;  Алтайский  и Краснодарский  края.

Проводимый эксперимент позволил участникам проекта:
  1. Значительно улучшить материально-техническую базу и провести  реконструкции пищеблоков школьных учреждений, их техническое  переоснащение и обеспечение новым технологическим и холодильным оборудованием.
  2. Централизовать снабжение пищеблоков продуктами питания.
  3. Существенно разнообразить меню и ассортимент приготавливаемых блюд.
  4. Привести рационы питания в соответствие с реальными физиологическими потребностями в пищевых и биологических веществах.
  5. Увеличить охват детей горячим питанием.
  6. Модернизировать систему организации питания учащихся.
  7. Повысить уровень гигиенического обучения и воспитания персонала пищеблоков, учителей и родителей, самих детей.

Из всех перечисленных субъектов – участников проекта наибольшее внимание привлекает опыт работы  города Казани, где:
  1. Организовано МУП «Департамент продовольствия и социального питания», что положительно сказалось на повышении качества поставляемой продукции: во все учреждения поставляется одинаковый набор продуктов питания одних и тех же производителей;
  2. Созданы столовые-заготовочные, столовые-раздаточные на базе конкретных школ.Доставка продуктов питания из базовых  школьных столовых осуществляется с соблюдением холодовой цепи в любой период года.
  3. В заготовочных школьно-базовых столовых в электрических пароконвентаматах готовятся  кулинарные, мучные изделия, согласно поступившим заявкам из школ, потом в шкафах шокового охлаждения охлаждаются  до температуры +2 градуса. Охлажденная продукция без перетаривания в гастроемкостях, помещенных  в  изотермические контейнеры, спецавтотранспортом доставляется в охлаждаемые камеры школьных столовых.  По мере необходимости требуемое количество блюд разогревается в этих же пароконвектаматах и реализуется детям в горячем виде. Все это способствует обеспечению микробиологической безопасности пищи - блюда в заготовочных базово-школьных  столовых приготовляются, охлаждаются, хранятся, транспортируются и реализуются в одной и той же емкости без перетаривания, что исключает  вторичное загрязнение готовой продукции.
  4. Новое технологическое оборудование позволило исключить жареные блюда (то есть обеспечить щадящий рацион питания).
  5. Учащиеся начальных классов  3  дня в неделю получают бесплатно пакетированное, витаминизированное молоко, изготовленное по специальной технологии молочным комбинатом.  
  6. Упомянутым выше Департаментом разработана программа производственного контроля, согласованная с Управлением Роспотребнадзора,  составлен план – график лабораторных исследований в критических точках производства и организован четкий производственный контроль за качеством продукции.
В г.Казани количество учащихся, получающих льготы, компенсационные выплаты по питанию (дети-сироты, дети – инвалиды, дети – находящиеся под опекой и из малообеспеченных семей)  составили 20% от всех обучающихся. Если стоимость питания в 2008г. была 22 рубля и дотация 3,5 рубля, то в 2010 году стала 29 рублей.  При себестоимости питания 52,80 руб., родительская  плата   составляет 29 рублей.  При этом питание организовано для младших классов с группой продленного дня  - завтрак, обед, и полдник;  для обучающихся с 11 лет и старше – дополнительный горячий обед. В результате такой организации охват школьников горячим питанием за эти годы увеличился с 76,2% до 81% в 2009году.

Проведенная работа в г. Казани в рамках эксперимента выявила необходимость  разработки и внедрения диетических и лечебно-профилактических рационов питания, направленных на укрепление защитных сил организма, снижение факторов риска от воздействия вредных веществ окружающей среды, создание лечебных и профилактических рационов для ослабленных и больных детей с различной патологией, что станет вторым этапом реорганизации школьного питания.

Финансирование участников эксперимента по модернизации школьного питания проводилось как за счет Федерального бюджета, так и за счет областных и муниципальных бюджетов.  Так, например, в г. Санкт-Петербург было выделено из Федерального бюджета – 73 млн. руб., из бюджета города -62,5 млн. руб.; в Калининградской области   -  92 млн.руб. из федерального бюджета,  92,5 млн.руб.  – из областного  и 11,7 млн.руб.  из  муниципального  бюджета.

Кировская область не была участником эксперимента, но и здесь  благодаря совместным усилиям Правительства  области, органов местного самоуправления, Управления Роспотребнадзора и заинтересованных ведомств в 2009г. значительно улучшилась работа по обеспечению школьного питания: разработаны и утверждены на уровне  муниципальных образований г. Кирова и г. Слободского целевые программы.
За счет средств местных бюджетов улучшена материально-техническая база школьных столовых, в 11-ти проведены реконструкции с целью приведения их  в соответствие требований нового СанПиН,  оснащены современным технологическим и холодильным оборудованием 220 пищеблоков общеобразовательных учреждений.

Охват горячим питанием в среднем по нашей области в 2009г. составил 84,7%.  Но и при таком положении дел можно взять на вооружение положительный опыт работы  участников эксперимента: например – решение вопроса организации централизованного снабжения школьных пищеблоков продуктами питания от одного производителя,  формирование единого меню, расширение ассортимента продуктов, увеличение овощей,  фруктов, соков и другие вопросы, которые позитивно отразятся     как     на  организации питания,  так  и на здоровье учащихся.



Возврат к списку новостей