Новости
Content
e-mail: kirov@sanepid.ru Сегодня: 25.05.2024
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Все виды санитарно-эпидемиологических экспертиз, лабораторных исследований.
Защита прав потребителей.
ПРЕЙСКУРАНТ ПРЕЙСКУРАНТ
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫРАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА УСЛУГИ
БЛАНКИ ЗАЯВОК НА УСЛУГИБЛАНКИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ


ОТЗЫВОТЗЫВ О РАБОТЕ ЦЕНТРА
ОТЗЫВОТЗЫВ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНОМ ИНСПЕКЦИИ
Новости
23.09.2014

Об отдельных правовых аспектах защиты прав потребителей в сфере выездного туризма


В связи с продолжающимися недобросовестными, противоправными действиями отдельных туроператоров в сфере выездного туризма, фактически выражающимися в одностороннем отказе от исполнения ими взятых на себя обязательств в рамках заключенных договоров о реализации туристского продукта, следует в очередной раз обратить внимание, что согласно основополагающим началам и принципам гражданского законодательства «при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). При этом «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Основные права туриста, в том числе, при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, закреплены статьей 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом.

Согласно взаимосвязанным положениям пункта 3 статьи 401 ГК РФ и пункта 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель (туроператор, турагент) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за их ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Однако к таким обстоятельствам не относятся «нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» и т.п.).

Что же касается законной возможности прекращения обязательства по причине невозможности его исполнения, то она в любом случае должна быть обусловлена исключительно обстоятельством, за которое одновременно не отвечает ни одна из сторон соответствующего договора (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).

С учетом изложенного в целях минимизации соответствующих рисков потребителей, заключивших договоры о реализации туристского продукта, и готовящихся к поездкам за пределы Российской Федерации, Роспотребнадзор дополнительно обращает внимание, что в соответствии с требованиями пункта 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, «исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя».

Указанное, в частности, означает, что если в туристский продукт, являющийся предметом договора, т.е. в соответствующий комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую обусловленную договором цену, уплаченную потребителем, входит перевозка не только в страну (место) временного пребывания, но и обратно, потребитель вправе требовать, чтобы в составе передаваемых ему исполнителем документов, были документы (билет и другие), однозначно подтверждающие право на соответствующую перевозку из страны (места) временного пребывания (то же самое касается документального подтверждения права на проживание в определенном договором месте).

В настоящее время Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение соответствующего поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, связанного с принятием мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере туризма, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение ряда существенных изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, призванных существенно повысить гарантированный уровень защиты соответствующих прав граждан в данной области потребительских правоотношений.

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания туристских услуг граждане могут в
Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»
по адресу: г. Киров, ул. Свободы, 64 «а» в рабочие дни с 13.00 до 16.00, а также по телефону 35-52-53.




Возврат к списку новостей