Content
Сегодня: 18.11.2017
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области”
Отдел по работе с клиентами (8332) 38-35-82
Телефон горячей линии по вопросам защиты прав потребителей (8332) 35-52-53

Программное обеспечение

В 2010 году сотрудниками ФБУЗ, был запущен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс «Антиклещ» (ПАК «Антиклещ»), служащий для автоматизации регистрации обращений с укусом клеща.

Слайд 2

Комплекс позволяет решить следующие задачи:
•    Существенно увеличить пропускную способность регистратуры вирусологической лаборатории за счёт сокращения времени регистрации обратившегося с укусом клеща благодаря механизмам ускоренного ввода информации;
•    Обеспечить возможность быстрого развертывания дополнительных полнофункциональных рабочих мест по приёму материала на исследование, что особенно актуально в пиковые периоды сезона;
•    Сократить время на выдачу результатов исследования за счёт автоматизации процесса;
•    Предоставить возможность обратившемуся с укусом клеща получить результат сразу по окончании исследования на ту или иную инфекцию. При получении положительного результата исследования, этот механизм даёт пострадавшему возможность проведения экстренной профилактики на максимально ранней стадии;
•    Отслеживать динамику обращений и количество положительных результатов по любой инфекции в режиме «on-line», проводить сравнительный анализ с предыдущими периодами, ранжировать территории по количеству обращений и положительных результатов, создавать оперативные отчёты об эпид. обстановке на территории;
•    При взаимодействии со страховыми компаниями, автоматически формировать акты выполненных работ установленной формы;
•    В автоматическом режиме формировать формы статистической отчетности.


Взаимодействие пользователя с комплексом осуществляется с помощью клиентского программного обеспечения, состоящего из рабочих мест для регистраторов, лаборантов и администратора системы. Ядром системы является высокопроизводительный сервер баз данных Microsoft SQL 2005, на котором обрабатывается хранимая в базе данных информация.
Благодаря тому, что комплекс представляет собой модульную систему, его функциональность в любое время может быть расширена в зависимости от потребностей организации.

Слайд 3

На сегодняшний день среди них:
•    пользовательский модуль,
•    модуль регистрации через WEB-сайт,
•    модуль получения результатов исследования через WEB-сайт,
•    модуль отправки результатов исследования по электронной почте,
•    модуль отправки результатов исследований и уведомлений с помощью СМС-сообщений,
•    модуль регистрации оплаты через платёжные системы.

В зависимости от функциональности, определяется аппаратная часть комплекса. Она состоит из принтеров на термоэтикетках и термобумаге, СМС-шлюза, сенсорных информационных терминалов.
ПАК «Антиклещ» функционирует в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» с 2010 года и постоянно развивается. В сезон 2011 года пострадавшим от укуса клеща были предоставлены новые сервисы.

Слайд 4

 Был запущен круглосуточный автоинформатор, который позволил населению с помощью телефона через систему голосовых меню получить необходимую информацию о порядке действий пострадавшего при укусе клеща, куда и с какими документами обращаться, расписание работы организации и стоимость исследования, а также что делать в случае положительного результата исследования на ту или иную инфекцию.
На сайте ФБУЗ (www.sanepid.ru) размещены электронные модули для регистрации пострадавшего от укуса клеща и получения результатов исследований, взаимодействующие с единой базой данных.

Слайд 5

С помощью модуля  саморегистрации, работающего по протоколу HTTPS с использованием криптографического протокола SSL, пользователь Интернета вводит свои персональные данные, контактную информацию и информацию о проведении требуемых исследований,  после чего получает регистрационный номер исследования. С полученным номером пострадавший без очереди сдает клеща в регистратуру вирусологической лаборатории на исследование.

Слайд 6

После приёма клеща на исследование регистратор распечатывает самоклеящуюся этикетку с реквизитами исследования, и наклеивает её на пробирку.  Пострадавшему выдаётся квитанция, в которой указан регистрационный номер исследования и персональный пароль. Пробирка с наклеенной этикеткой, содержащей номер исследования, вид исследования, дату и время приёма материала, передаётся в лабораторию на исследование. С помощью номера и пароля из квитанции, на сайте ФБУЗ в Интернете, можно  следить за ходом исследования в режиме «on-line». Как только любое из исследований заканчивается, его результат сразу можно увидеть.
Интернет-технологии на сегодняшний день не доступны большинству населения. Особенно это касается взрослой части населения, которое в том числе, в силу своих интересов большую часть летнего сезона проводит на дачных участках выезжает в леса и более подвержено укусам клеща. По этой же причине, из-за необходимости ехать в город за результатом исследования, пострадавшие не могли вовремя получить его результат в регистратуре ФБУЗ или через Интернет и провести профилактические мероприятия.

Слайд 7

Приняв в учет большую распространенность сотовой связи среди населения, был разработан еще один модуль расширения ПАК. Он передает в оперативном режиме информацию о проведении исследования клеща на сотовый телефон пострадавшего в виде СМС-сообщений, независимо от его местонахождения. Для этого в регистратуре пострадавший указывает номер сотового телефона, на который он хотел бы получать информацию о ходе исследования. По окончании регистрации, на данный телефон приходит СМС-сообщение с регистрационным номером исследования, а по мере завершения исследования на каждую из инфекций мгновенно приходят сообщения с их результатами.
Использование таких модулей существенно ускорило получение результата исследования клеща, и увеличило возможность оперативного реагирования пострадавшего, в то же время существенно сократило время на получение результата исследования и увеличило конкурентоспособность лаборатории на рынке исследований.

Слайд 8

Пострадавшие, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться доступом в сеть Интернет, или мобильным телефоном, также обеспечены дополнительной возможностью быстрого получения результата исследования. В состав ПАК «Антиклещ» входит сенсорный информационный терминал, который можно устанавливать в любом удобном для организации месте. С его помощью, введя номер исследования и пароль из полученной квитанции, распечатывается результат исследования на бланке установленной формы. Тут же клиент может распечатать необходимую информацию об организации, проводимых исследованиях и их стоимости.
 
Слайд 9

Процесс оплаты исследования также упрощен. Наряду с классическими способами оплаты через кассу или банк, ПАК «Антиклещ» взаимодействует с банковской платёжной системой. Пострадавший может оплатить исследование через платёжные терминалы в любом удобном для него месте без взимания комиссии. Информация о платеже автоматически регистрируется в системе, о чём клиент сразу получает уведомление. Данный механизм упрощает взаимодействие клиента с организацией, и ускоряет процесс проведения исследования.
На сегодняшний день комплекс с поддержкой всех вышеперечисленных сервисов развивается и для других лабораторий ФБУЗ.

Слайд 10

Преимуществом комплекса является простота его использования как для клиентов, так и для сотрудников организации. Чтобы овладеть всеми методами работы с комплексом, не требуется длительного обучения. Все самые сложные операции разработчики уже выполнили за пользователя. В работе используются наиболее привычные элементы управления и диалога.
Клиентское программное обеспечение представляет из себя многопользовательское Windows-приложение, работающее с базой данных Microsoft SQL 2005. Безопасность хранимых данных обеспечивается их шифрованием по определенному математическому алгоритму, а доступ к базе ограничен ролями пользователя Microsoft SQL 2005 в зависимости от имени и пароля. Имя и пароль можно вводить как явно, так и использовать NT-аутентификацию пользователя, принадлежащего к домену Windows, что обеспечивает возможность работать в программе, однократно введя имя и пароль при входе в домен (при входе в Windows).

Слайд 11

Для удобства пользователей и для обеспечения безопасности персональных данных, в программе разработаны индивидуальные рабочие места в соответствии с ролями пользователей, которые назначаются администратором системы по приказу руководителя организации. Существуют рабочие места «Администратор», «Регистратор», «Лаборатория1», «Лаборатория2»… «ЛабораторияN» .  При запуске программы, в зависимости от имени,  пароля и настроек, пользователь получает доступ к тем, или иным функциям программы и её интерфейса.
Рабочее место «Регистратор» является наиболее технологически сложным. Оно представляет из себя Windows-форму, на которой расположена таблица, содержащая регистрационные карточки обратившихся с укусом клеща. Пользователь может указать диапазон дат карточек, с которыми он будет работать,  настроить необходимое количество отображаемых в таблице полей (столбцов с данными), расположив их в удобном для себя порядке.

При создании новой регистрационной карточки, перед регистратором открывается окно, состоящее из текстовых полей, кнопок управления и списков выбора.
Регистратор может внести следующую регистрационную информацию:
•    Персональные данные и контактную информацию пострадавшего от укуса клеща;
•    Указать виды проводимых исследований для сдаваемого материала;
•    Информацию о месте, где человек пострадал от укуса клеща;
•    Информацию о месте укуса на теле;
•    Реквизиты полиса ДМС страховой компании-партнёра, либо отметку об оплате проводимого исследования.

В ходе взаимодействия с пользователями, разработчикам удалось разместить все элементы управления на одной Windows-форме и реализовать возможности скоростного ввода информации. Для обеспечения скоростного ввода, помимо эргономичного размещения и интуитивного перехода между полями, потребовалось создание «самообучаемых» списков выбора. Так, например, при заполнении в карточке  адреса обратившегося, или указания территории, где обратившийся подвергся нападению клеща, используется классификатор КЛАДР. При несвоевременном обновлении классификатора, ряд названий объектов в справочнике может отсутствовать. Для решения этой проблемы программисты разработали пользовательский самообучаемый справочник, который работает параллельно с КЛАДР. Регистратору достаточно набрать всего несколько букв, содержащихся в названии объекта, и программа мгновенно предложит список из наиболее подходящих. Таким образом, удалось решить одновременно две проблемы: скоростной ввод и абсолютную правильность вводимого адреса.
Данные об однажды зарегистрированном в системе клиенте, могут многократно использоваться в любых других лабораторных информационных системах, работающих в информационной инфраструктуре организации, что также ускоряет работу других регистраторов.
В системе проработан механизм сквозной нумерации исследований без разрыва её последовательности, что очень важно при параллельной работе нескольких регистраторов вне зависимости от их индивидуальной оперативности. Благодаря этому, регистрационный номер исследования в базе данных имеет такой же номер, как и в лабораторном журнале, где нумерация проб ведётся по порядку.
По окончании процесса регистрации, клиенту выдается квитанция с номером исследования и персональным паролем, зная который можно получить результат на WEB-сайте ФБУЗ.
На рабочем месте «Регистратор» предусмотрена возможность формирования всех необходимых оперативных отчетов о количестве пострадавших от укуса клеща, о количестве исследований на ту или иную инфекцию, формирование статистики об укусах по месту выезда пострадавших, формирование актов выполненных работ для страховых компаний-партнеров, так же предусмотрена передача данных в иные информационные системы, используемые в организации.

Слайд 12

Рабочие места «Лаборатория1»… «ЛабораторияN» назначаются пользователям, ответственным за внесение результатов исследований на различные инфекции. Здесь пользователи работают с обезличенными данными. Им доступны только номера исследований, и возможность указать и подтвердить результаты этих исследований.
Как только результат любого исследования становится известным, информация передается на рабочее место «Регистратор», где предусмотрены специальные поля со «светофорами», позволяющими оперативно отслеживать информацию о ходе исследования.

Для выдачи результатов исследования, регистратору достаточно найти регистрационную карточку, набрав номер исследования, или первые буквы фамилии, и распечатать результат на фирменном бланке.
 
Слайд 13

Использование ПАК «Антиклещ» в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в сезон 2011 года дало отличный результат. Так 99% клиентов воспользовались электронными сервисами информирования, предоставляемыми ПАК (Интернет, информационный терминал, СМС-сервис). Из них  95% (9927 чел) посчитали достаточным электронные сервисы, и не обращались за результатами исследований непосредственно к регистратору. 81% обратившихся с укусом клеща воспользовался СМС-сервисом.
По сравнению с 2010 годом, заметен рост регистрации клиентов через Интернет. В 2011 году 9% от обратившихся с укусом клеща самостоятельно зарегистрировались на сайте через модуль саморегистрации. Это в 1,5 раза превышает прошлогодний показатель. Использование сенсорного информационного терминала и СМС-сервиса также показало свою эффективность, необходимость и удобство для клиентов. Так, если в 2010 году регистраторы выдали 69% результатов исследований клеща от общего числа обратившихся, то в сезон 2011 года этот показатель сократился почти в 14 раз и составил  всего 5%.

Слайд 14

Использование ПАК «Антиклещ», позволило организовать взаимодействие ФБУЗ с медицинскими центрами города, которые на своей базе проводят извлечение клещей, и доставляют их на исследование в лабораторию ФБУЗ.
Кроме того, во время одного из крупнейших ежегодных крестных ходов России – Великорецкого крестного хода 2011, в котором участвовало более 25 тысяч человек как из России, так и из зарубежа, так же успешно использовалась специально адаптированная мобильная версия ПАК «Антиклещ». Всем обратившимся с укусом клеща были предоставлены все существующие информационные сервисы, что было особенно удобно для паломников из других регионов.
С 2010 года с момента ввода ПАК в эксплуатацию, не было обнаружено ни одного сбоя в работе, все сервисы работали в режиме реального времени. От пользователей сервисов поступило много отзывов и благодарностей за оперативность предоставления информации, удобство получения результатов.
Использование ПАК «Антиклещ» оправдано как на территориях, эндемичных по клещевому энцефалиту и боррелиозу, так и на других территориях. Его использование значительно увеличивает производительность регистратуры и позволяет увеличить долю участия организации на  рынке исследований, что ведёт к увеличению прибыли организации.
 
Слайд 15

На сегодняшний день комплекс с поддержкой всех вышеперечисленных сервисов развивается и для других лабораторий ФБУЗ.
По вопросам работы комплекса,  и его внедрению, обращайтесь по тел.: 8(8332)38-57-86, kirov@sanepid.ru

Презентация к докладу «Программно-аппаратный комплекс «Антиклещ»

02 / 11 / 2011 г

Возврат к списку